Самый удобный сайт для быстрого поиска
Пятница, 22.09.2017, 22:01
Приветствую Вас Гость | RSS

                                 I.N.F.O.

Главная РегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Автомобиль и Транспорт [10]
Банки и Банковские системы [5]
Безопастность [1]
Бизнес и зароботок [3]
Знакомства и поиск людей [9]
Знаменитости [1]
Интернет [9]
История [3]
Культура [3]
Мобильная связь [4]
Наука [24]
Недвижемость [2]
Отдых и туризм [3]
Покупки и Магазины [13]
Средстава массовой информации [3]
Музыкальные сайты [1]
Онлайн Игры [3]
Фильмы [4]
Игры для ПК [1]
Полезные советы [8]
Наш опрос
Сколько Вам лет ?
Всего ответов: 163
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Декабрь » 27 » ВИДЫ АДАПТАЦИИ
01:44
ВИДЫ АДАПТАЦИИ

Виды адаптации

Классификация адаптации по следующим критериям: 
1. По отношениям субъект-объект: активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению. 
2. По воздействию на работника: прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника; регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). 
3. По уровню: первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичная — при последующей смене работы. В.Волина выделяет также еще два вида адаптацииадаптация работника в новой должности; адаптация работника к понижению в должности; Авторы упоминают также адаптацию после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации. 4. По направлениям: производственная; непроизводственная. Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у М.А. Кибановым.  Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенныхи  итипов адаптации : Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [ 4 ]. Психофизиологическая адаптация —и иадаптация к трудовой деятельностии на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ). Психофизиологическаяи  иадаптацияи особых и  сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина. Рис 
Классификация адаптации (по М.А.Кибанову) Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций . Сущность остальных форм адаптации понятна из названий. 1.3. Психологические факторы профессиональной адаптации

Адаптация индивида к гипер- и гипотермическим воздействиям, физическим нагрузкам и гиподинамии, токсическим факторам среды, гипоксии, гипо- и гипербории, шуму, вибрациям, замкнутому пространству и к другим неблагоприятным факторам профессиональной среды, являясь областью специальных интересов физиологии и медицины (Физиология.., 1982; Березин, у»»;, подлежит в то же время и психологическому исследованию. Неблагоприятные воздействия физической среды приводят не только к сдвигам физиологических систем организма, но и к изменению его психических состояний, преломляются через соответствующие субъективные отношения личности (Ломов, 1984), нейтрализуются в процессе адаптации разными путями, в том числе психическими средствами (Алдашева, 1984). Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность (Галыгин, 1986; Робалде, 1986). 
Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стаоилизации, возможная дезадаптация,и вторичная адаптацияи, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовно­сти к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д. Адаптированность, т. е. динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф. Б. Березин (1988) формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 
1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние непрофессиональную эффективность); 
2) способность избегать ситуа­ций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья. Е. А. Милерян ввел понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждое из которых ведет к достижению поставленной цели труда. С. Л. Арефьев (1978) в качестве критериев адаптированно-сти специалиста использовал два показателя: «удовлетворенность работой» и «удовлетворенность администрации работником», предложив для их оценки оригинальную методику. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. 
Дезадаптация  проявляется в различных нарушениях деятельно­сти: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют хорошо изученным и описанным признакам стресса. Стойкие нарушения ипсихической адаптациии проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и (или) в отказе от деятельности (Блажис, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990). Формы отказа могут быть различными: прекра­щение выполнения профессиональной задачи, бездействие в ава­рийной ситуации, увольнение, социальный протест и т. д. Оптимальное соотношение между субъектом труда и профессиональной средой, достигаемое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой статического, раз навсегда установившегося состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с внедрением современной технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением иной профессии или должности, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека приводят к необходимости активизации процесса адаптации. Если рассогласования в системе невелики и не требуют больших усилий для их устранения, можно говорить о ситуативной адаптации, время от времени неизбежно возникающей в процессе любой профессиональной деятельности. Радикальное изменение профессиональных задач и соци­ального окружения, имеющее место при смене профессии или предприятия, получило название вторичной адаптации. По дан­ным, приведенным Р. У. Исмагиловым (1981), в процессе вторичной адаптации ежегодно вовлекается до 20—25 млн работников, тогда как процесс адаптации молодых работников, впер­вые поступающих на производство, охватывает лишь около 3 млн человек в год. Р. У. Исмагилов исследовал адаптацию молодых рабочих и рабочих со стажем на нескольких крупных предприятиях и установил значимые различия между этими группами по всем критериям. Рабочие со стажем, меняющие место работы, в значительной степени уже оценили свои способности к той или иной профессии. Их запросы и требования к сферам труда и общения складываются на основе реальных знаний и представлений о производстве, носят конкретный характер. Они знают требования коллективного труда, обладают навыками и умениями общения в производственном коллективе, способны к социально-психологическому предвидению и предвосхищению коллективных взаимоотношений в процессах труда и общения. Освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего трудового опыта, сохраняет в себе многое из прежней структуры адаптации, что совместно с новой структурой обусловливает предпосылки для дальнейшего развития личности. Вместе с тем Р. У. Исмагилов отметил, что в группе первичной социально-психологической адап­тации женщины более успешно адаптируются по сравнению с мужчинами. Иная картина наблюдается при вторичной адаптации: мужчины адаптируются гораздо успешнее, на вторичную адаптацию женщин тормозящее влияние оказывает семейное положение. Факторы, влияющие на успешностьи протекания адаптационных процессови, можно разделить на две группы: субъектные -средовые (Ананьев, 1967). К субъектным факторам относятся возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека; к средовым — условия труда, режим и характер .деятельности, особенности социальной среды. Многие исследователи (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Сиомичев, 1985; Селин, 1990) отмечают значение профессионально значимых свойств (мыслительных, мнемических, аттенционных, сенсомоторных, коммуникативных), их влияние на адаптационный процесс и на сохранение способно­сти к эффективной психической адаптации. Так, В. Ю. Селин [1990],и исследовавший адаптацию водителейи большегрузных автосамосвалов и машинистов экскаваторов к профессиональной деятельности в условиях Крайнего Севера, отметил, что способность к оценке ситуации и к воздействию на нее зависит от уровня как когнитивных, так и сенсомоторных показателей. Исследования А. А. Алдашевой [1984] обнаружили, что по таким личностным характеристикам, как общительность, интеллектуальность и организованность оказалось возможным прогнозировать успешность психической адаптации к экстремальным условиям социальной изоляции и природным факторам среды в Антарктиде. Ряд исследователей отмечает значение самооценки и саморегуляции в целом для эффективности адаптации (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Ясюкова, 1987; Березин, 1988; Корнеева, 1989). Неоднозначно интерпретируется значение фактора интроверсия — экстраверсия. В. Ю. Селин об­наружил, что в группе экскаваторщиков с низкой производственной результативностью интроверсия, положительно влияющая на успешность деятельности в стабильных условиях, в ситуации, требующей ситуативной адаптации, сопровождалась снижением способности к интеграции поведения, повышением уровня тревоги и другими признаками, характерными для нару­шений психической адаптации. Уровень экстраверсии — интроверсии успешных рабочих не влиял на устойчивость психической адаптации в стрессовых условиях. С, В. Овдей (1978) отметила положительное влияние экстраверсии на процесс социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей.[8] Эффективность психической адаптации связывают также с тревожностью как свойством личности, с ее реалистичностью т энергетическим потенциалом (Алдашева, 1984; Сиомичев, 19851 Березин, 1988; Селин, 1990). 
Особое место в структуре личностных факторов психической адаптации исследователи отводят мотивации. Ф. Б. Березин[1988] ставит во главу угла мотивацию достижения успеха. По его мнению, высокий энергетический потенциал оказывается наиболее важным в деятельности, требующей мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, в которых конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи способствует и эффективной психической адаптации, и успешности деятельности. Изучение личностных факторов психической адаптации привело к гипотезе, суть которой заключается в следующем: психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что оказывается на общем поведении индивида и его устойчивости к комплексу экстремальных (природных и социальных) факторов среды (Алдашева, 1984). В исследовании автора этой гипотезы установлено, что в условиях высокогорья в начальный период адаптации на организацию поведения влияют черты личности, обеспечивающие формирование конформных типов реакции. Формирование же адаптивного поведения в начале зимовки в Антарктиде определяется влиянием коммуникативных свойств личности, в середине зимовки — эмоциональных, а в конце зимовки — энергетических.[3] Изучая процесс адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе, А. В. Сиомичев [1985] отметил, что у студентов, адаптированных в познании, показатели вербального интеллекта коррелируют с показателями познавательной направленности, радикализма и доминантности личности, в то время как у адаптированных в общении показатели вербального интеллекта имеют связь как с познавательной, так и с коммуникативной направленностью и не коррелируют с радикализмом и доминантностью личности. Знание факторов, влияющих на эффективность процесса ада­птации и на сохранение равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда», имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом профессиональной адаптации. Но еще большее значение для разработки системы управляющих воздействий этим процессом имеет анализ пси­хологических механизмов адаптации.
Категория: Наука | Просмотров: 3881 | Добавил: 007 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Каталог сайтов: Интернет-магазины
Сайт занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. © 2012 | Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz